О нас

Музыкально-общественный деятель, занимавшийся различными видами исследовательской, редакторской и композиторской деятельности. Брал уроки игры на скрипке в Петрограде у И. Пиастро, по теории композиции занимался в 1920–1923 годах в Москве у М. М. Ипполитова-Иванова. Участник Гражданской войны. Военный капельмейстер (1917–1919), инспектор военных оркестров (1919–1920), начальник военных оркестров Рабоче-крастьянской Красной армии (1920–1922). В 1922 ответственный редактор журнала «Музыка», в 1925–1926 – руководитель музыкально-этнографической экспедиции, организованной Главнаукой Наркомпроса РСФСР совместно с Представительством Адыгейско-Черкесской автономной области при Президиуме ВЦИК.

На основе собранного материала им были написаны симфоническая поэма «Элегия-марш», «Эпическая поэма» для большого симфонического оркестра, а также музыка к немому фильму «Абрек-Заур» (1926). Первое побуждение к созданию «Элегии­марша» было связано с глубоким эмоциональным переживанием В. Мессмана. В этом скорбно-повествовательном произведении автор не использовал ни одной подлинной народной мелодии. Однако музыкальный материал его сочинения ассоциативно родствен фольклору. По свидетельству слушателей, музыка Мессмана воспринималась как народная. В новой редакции, осуществленной в 1968 году к семидесятилетию автора, «Элегия-марш» была названа симфонической поэмой «Памяти героя-адыга» для большого состава оркестра с включением партии органа.

В «Эпической поэме» Мессман цитирует много народных мелодий, но основными являются три темы: старинная свадебная «Нысэищ орэд» (Проводы невесты), маршеобразная песня о Хаджеретах (абреках) и темпераментный зафак «Аслъан». Во второй редакции (1968) автор назвал это произведение «Первой адыгейской рапсодией» и посвятил её лауреату Государственной премии СССР Темботу Керашеву с эпиграфом на титульном листе партитуры: «Жизнь адыга – о ней повествует странствующий певец – джегуако». В 1960 году В. Мессман вновь приезжает в Адыгею, делает радиоочерк по материалам своих воспоминаний и оставляет записи своих сочинений в фондах адыгейского радиокомитета. А в 1968 году в дни празднования своего семидесятилетия в Алма-Ате он в открытом авторском концерте представил слушателям «Первую адыгейскую рапсодию», поэму «Памяти героя-адыга» и новое симфоническое сочинение на адыгские народные темы «Воспоминание об Адыгее».